Устройство и обслуживание тормозной системы

Опубликовано Агропоиск - пн, 21/10/2019 - 09:00
Устройство и обслуживание тормозной системы

Устройство и обслуживание тормозной системы

Залогом безопасности любого автомобиля была и остается способность управляемого изменения скорости, полной остановки и препятствования самопроизвольному перемещению по самым разным причинам. Перечисленные функции присущи тормозным системам (ТС), принцип действия которых основан на использовании сил трения.

Любая ТС состоит из тормозного привода (ТП) и тормозных механизмов (ТМ) колес. В качестве приводов ТС может использоваться пневматическое, гидравлическое или электрическое оборудование, также их оснастка бывает механической. Кроме того ТП могут быть комбинированными.

Гидропривод, в силу своей широкой распространенности, считается основным. Рабочими узлами простейшего гидропривода являются трубопроводы, проложенные между главным (ГТЦ) и четырьмя колесными тормозными цилиндрами, сами цилиндры, расширительная емкость, усилители вакуумные, устройство регулировки давления, а также педаль тормозной системы.

Работа главного цилиндра связана с созданием избыточного давления рабочей жидкости и его распределением по рабочим контурам ТС, а колесных цилиндров – с приведением в действие ТМ колес. Резерв рабочей жидкости содержится в расширительной емкости, размещенной на ГТЦ или возле него.

Трубопроводы образуют рабочий контур гидропривода, который конструктивно поделен на основную и вспомогательную части.

При подключении колесных ТМ может использоваться несколько решений:

  • параллельное (2+2) – части контура замыкаются на ТМ колес одной из сторон транспортного средства;
  • диагональное (2+2) – части контура объединяют ТМ колес, расположенных по разные стороны транспортного средства;
  • комбинированное (4+2) – одна часть контура включает ТМ обоих осей, а другая – только ТМ передней оси).

В обычных условиях работают оба контура, а когда в одном из них происходит разгерметизация, функции торможения выполняет исправный контур, а неисправный застопоривается.

Дополнительное давление, создаваемое в ТС вакуумными усилителями, исключает необходимость сильного давления на педаль, а снижение давления рабочей жидкости в ТМ задних колес устройством регулировки препятствует опережающему блокированию колес задней оси относительно колес оси передней, заносу и опрокидыванию транспортного средства.

Создание тормозного момента осуществляется ТМ фрикционного типа. Они состоят из неподвижных и вращающихся элементов, а местом их установки являются колеса. Фрикционные ТМ могут иметь как дисковую, так и барабанную конструкцию. К неподвижным элементам ТМ дисковой конструкции относятся тормозные колодки (ТК), помещенные в суппорт, к вращающимся – сами тормозные диски (ТД), а в барабанных конструкциях – это колодки или ленты и тормозные барабаны (ТБ), соответственно. Обеспечение контакта между неподвижными и вращающимися элементами осуществляется с помощью рабочих цилиндров, входящих в конструкцию суппортов или при охвате подвижного элемента (барабана) гибкой металлической лентой.

Что касается стояночных ТС, то в них применяется механическая оснастка, как правило, замкнутая на ТМ задних колес. Рычаг стояночной ТС тросиком соединен с ТМ задней оси, где расположены приспособления, управляющие штатными или специальными колодками.

Тормозная система играет основную роль в безопасности движения и требует качественного и профессионального обслуживания. В интернете можно найти различные СТО по ремонту и обслуживанию ТС. Например СТО Мастер Сервис имеет свой сайт www.steering.com.ua/services-kh/tormoznye-sistemy-35, здесь можно заранее записаться на диагностику и ремонт автомобиля.

Техобслуживание ТС предусматривает:

  • визуальный осмотр, тестирование и замену рабочей жидкости;
  • очистку от грязи, промывку и обработку суппортов специализированной смазкой;
  • контроль состояния ТД и толщины накладок ТК, и их замену;
  • обработку примыкающих поверхностей антипригарными средствами;
  • антикоррозийную защиту трубопроводов.

Состояние рабочей жидкости подлежит ежегодной проверке. Причинами замены рабочей жидкости выступают:

  • окончание срока использования, указанного в руководстве по эксплуатации (как правило, это 1,5 – 2 года);
  • резкое изменение характеристик цветности рабочей жидкости (появление мути или потемнение);
  • снижение температуры закипания (ниже 165°C) за счет поглощения воды в процессе использования.

Основными причинами замены ТД являются:

  • абразивный износ трущихся поверхностей;
  • наличие биений (критических) (могут быть зафиксированы с помощью индикаторной стойки);
  • механические повреждения, связанные с глубокими трещинами и сильной коррозией, и др.

Замена ТД должна выполняться только парами, то есть в обязательном порядке меняются оба диска, принадлежащие той или иной оси. Вместе с тем, несмотря на состояние, осуществляется замена и ТК.

В заключение нужно отметить, что надежность современных ТС в большой степени повысилась за счет внедрения целого семейства электронных систем активной безопасности, а именно: усилителя экстренного торможения, электронной блокировки дифференциала, антиблокировочной системы и системы распределения тормозных усилий.

Видео

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не робот.

Похожие материалы