Перевозка пчел на взяток

Опубликовано Агропоиск - пн, 02/04/2012 - 14:29
Перевозка пчел на взяток

Пчел перевозят в следующих слу­чаях: 1) весной — с целью исполь­зовать весенние медоносы, 2) ле­том — на летние медоносные расте­ния и 3) осенью — чтобы дать воз­можность пчелам иметь взяток до наступления холодов. Кроме этого, существуют еще перевозки специаль­ного назначения для опыления та­ких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета,  клевера и пр. Куда бы ни перево­зили пчел, необходимо предвари­тельно организовать разведку ме­стности.

Разведка местности

Основная цель разведки заклю­чается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной мест­ности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо гу­сто растущими высокими деревья­ми и кустарниками. Очень жела­тельна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.

В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внима­ние на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков. Ме­ста с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в ре­зультате ливней, прошедших в го­рах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смы­вают на своем пути.

В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел яв­ляется птица щур золотистый. Ме­ста массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают па­секу бездоходной. Щур золотистый гнездится в норах на высоких бере­гах рек, в крутых обрывах балок и холмов возле водоемов.

В лесах при разведке местности для стоянки пасеки нужно избегать сырых заболоченных мест, так как из-за сырости и тумана пчелы плохо развиваются и у них в значительной степени снижается сопротивляемость в отношении европейского  гнильца.

Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выде­ление нектара у большинства медо­носных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внеш­ний вид растительного покрова.

Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ива­новского района, Краснодарского края, впервые применили следую­щий прием. В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко вре­мени зацветания главного медоноса данного массива. Если пчелы, воз­вращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подго­товленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный ре­зультат.

Погрузка пчелиных семей на авто­машину для перевозки на медосбор.

Подготовка пасеки к перевозке

Для успешной перевозки пчел не­обходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имею­щих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 прово­локи, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки. Для перевозок пригодны только те рам­ки, у которых толщина плечиков и боковинок 1' ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных про­странств между плечиками рамок и фальцем угла. Если таковые имеют­ся, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.

Улочки в пути не должны изме­нять своей величины. Это достигает­ся либо постоянными разделителями на боковинках рамок либо времен­ными межрамочными вкладышами. Чтобы разделитель не проваливался в улочке, он делается Т-образной формы; длина — 50—60 мм, а тол­щина — соответственно улочке. Применяются разделители, прикреп­ленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие раздели­тели значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке. При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом поль­зоваться межрамочными реечками (470 мм длины).' Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметиче­ски-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжи­маются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.

Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда возду­ха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухи­ми задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.

Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «боро­ды». Дымом их загнать в улей не­возможно. Остается только одно испытанное средство — пульвериза­ция пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. От­крываются все вентиляционные от­верстия в крышках ульев.

В чрезмерно переполненных пче­лами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их от­дельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой. Рамки скрепляются ука­занным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел. Приго­товленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишив­шиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, пе­ревозимые отдельно. На новом ме­сте каждый корпус с лётными пчелами ставят на свой улей в виде надставки. Это спасает сверхмощные семьи от гибели в пути.

Весь инвентарь и предметы до­машнего обихода приводят в готов­ность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь до­полняют или сокращают. Без тако­го списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.

Причины волнения пчел в пути и способы их предупреждения

Беспокойство, причиняемое пче­лам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относи­тельная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо перено­сят перевозку. В других - часть лёт­ных пчел усиленно стремится выле­теть через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напря­жения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются. В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по зем­ле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка. Наконец, бывают случаи, когда беспокойство старых лётных пчел передается всей семье и ведет ее к гибели. Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокры­ми, словно их облили кипятком.

Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пу­ти не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в ре­зультате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа. Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было ника­кой вентиляции, и, наоборот, ника­кая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы прихо­дят в поголовное возбуждение.

Пчелы сильно волнуются в сле­дующих случаях. Первая причина, если перевозят пчел с одного взят­ка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при пере­броске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни насту­пившего взятка после безвзяточного периода. Пчелы, разгоряченные пер­вым напрыском, всегда в пути при­ходят в сильное возбуждение и при закрытых летках запариваются. В этом случае приходится перево­зить пчел с открытыми летками на грузовой машине. Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к бо­ковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придет­ся перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.

Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и пол­ностью опровергается практикой. Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных. В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бо­родой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.

Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление ра­мок. Даже небольшое качание не­скольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеб­лющихся рамок, а эта гибель вызы­вает волнение остальных пчел, кото­рые стараются выйти из улья и по­гибают.

Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая венти­ляция улья в этом случае несомнен­но помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляцион­ную сетку.

Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.

Пчелы не волнуются и прекрасно переносят дорогу ранней весной пос­ле очистительного облета и поздней осенью. В том и другом случае в ульях либо нет расплода, либо его незначительное количество. Гнезда не переполнены пчелами, взяток от­сутствует. Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционны­ми отверстиями и летками без ка­ких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.

Погрузка ульев с пчелами и их перевозка

Пчел грузят на машины при на­ступлении сумерек, когда закончит­ся лёт пчел. Погрузка иногда длится и ночью, а потому необходимо иметь по крайней мере один фонарь. Как показывает практика, однокорпусные ульи и лежаки можно ставить на грузовик в три этажа, а двухкорпусные — в два яруса.

Если предоставляется выбор, всег­да следует предпочесть большую машину ЗИС-150 полуторатонной «ГАЗ». Задний борт закрепляется в горизонтальном положении либо толстой проволокой либо цепями, и таким образом получается для по­грузки ульев дополнительная полез­ная площадь. Сначала ставят на' машину вертикально щиты пчело­водной будки спереди и у боковых бортов кузова, а потом ульи в ряд, летками к бортам при холодном за­носе, впритык к щитам, стоящим возле кабинки. На первый ряд ульев ставится второй, а затем третий. В таком порядке спереди назад загружается вся грузовая машина. Если же загрузить сначала весь низ машины, потом на образован­ной из ульевых крыш общей площа­ди ставить второй ряд ульев, а затем третий, то хождение и стук по кры­шам ульев вызовет беспокойство пчел и трудности при установке ульев. Сверху последнего общего ульевого яруса укладывают плашмя все остальные щиты стенок, пола и крыши будки. Само собой разумеет­ся, что крыши кочевых ульев долж­ны быть плоские, а не двускатные.

Так как груз на машине полу­чается высокий, то пчеловод должен иметь легкую лесенку в 2—2,5 м длины, которая облегчит увязку ульев веревками. • Увязка произво­дится следующим способом. Снача­ла вокруг всех ульев по средней линии обводится кольцо (венчик), а затем по вертикали веревка долж­на пройти «впереплет» через коль­цо с таким расчетом, чтобы охватить каждую группу ульев от нижнего до верхнего.

Инвентарь: тару под мед, медо­гонку, порожние ульи и прочее луч­ше перевозить отдельно& от пчел.

Прибыв на место, прежде всего устраивают поилку, так как пчелы после перевозки испытывают боль­шую потребность в воде. Затем рас­ставляют ульи и открывают летки.

Третьей неотложной работой являет­ся установка будки, куда вносят постельные принадлежности, бочон­ки под мед и прочие предметы, ко­торые необходимо укрыть на случай внезапного дождя. К вечеру того же дня устанавливают контрольный улей.

К. М. ГАНКЕВИЧ
Преподаватель пчеловодства
г. Краснодар

Журнал „Пчеловодство”, № 1, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1954 г.

Видео

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не робот.

Похожие материалы